Как открыть обменный пункт  с нуля в Казахстане?
Как открыть обменный пункт с нуля

Как открыть обменный пункт с нуля в Казахстане?

Если Вы уже выбрали будущий вид деятельности Вашего предприятия, и Ваш выбор остановился на обмене валют, то следующая информация может Вам пригодиться:

Обменные пункты проводят операции покупки, продажи и обмена наличной иностранной валюты в соответствии с курсами покупки, продажи и кросс курсами, установленными на основании ежедневно издаваемого письменного распоряжения руководителя. Предел отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, устанавливается в виде выраженной в тенге предельно допустимой разницы между курсом продажи и курсом покупки иностранной валюты за тенге. Предел отклонения устанавливается постановлением Правление Нац.Банка на срок не более 12 месяцев.

В Казахстане обменные пункты вправе открывать банки второго уровня, Казпочта, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валютой, так называемые небанковские обменные пункты.

Процесс регистрации:

Первое.  Зарегистрироваться в качестве юридического лица

Процедуру регистрации можно осуществить на портале «электронного правительства» либо через Центр Обслуживания Населения.

После получения регистрационного свидетельства  ТОО, требуется открыть счет в банке для внесения уставного капитала будущего предприятия, поскольку  для осуществления обменных операций с валютой это является квалификационным требованием. Открыть счет  можно в любом банке второго уровня. 

Если Вы открываете обменник в Алматы и Астане, уставной капитал должен  составлять 30 000 000 тенге. В случае открытия  организации бизнеса в административных центрах областей, сумма уставного капитала 20 000 000 тенге. Если  ваша обменная точка будет в ином месте нахождения по республике , сумма уставного капитала будет составлять 10 000 000 тенге. В качестве документа, подтверждающего соответствие квалификационному требованию, предоставляется документ банка, подтверждающий наличие на Вашем счете соответствующей суммы  уставного капитала.

Регистрация в филиале Нац.банка будет основанием для функционирования обменного пункта. 

Обозначим общий перечень документов, который Вам необходимо предоставить для подтверждения соответствия организации квалификационным требованиям: 

  1. Сведения об учредителях (участниках) уполномоченной организации по форме согласно приложению 1 к Правилам №144;
  2. Документ банка второго уровня (в том числе, выписка о движении денег по банковским счетам клиента), подтверждающий зачисление на банковский счет уполномоченной организации денег в качестве взноса в уставный капитал в соответствии с требованиями пункта 6 Правил, выданный не ранее тридцати календарных дней до даты обращения за получением лицензии и (или) приложения к лицензии;
  3. Копия документа, подтверждающего прохождение кассиром подготовки по работе с наличной иностранной валютой, либо копия (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) документа, предусмотренного трудовым законодательством Республики Казахстан и подтверждающего трудовую деятельность работника не менее шести месяцев в качестве кассира по работе с наличной иностранной валютой;
  4. Копия (копии) документа (документов), определяющего (определяющих) характеристики технических средств для определения подлинности денежных знаков;
  5. Копия паспорта завода-изготовителя контрольно-кассового аппарата или копия (копии) документа (документов), содержащего (содержащих) краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;
  6. Копия (копии) документа (документов), содержащего (содержащих) краткое описание функциональных возможностей и характеристик программного обеспечения для ведения учета обменных операций в соответствии с требованиями Правил №144 в случае отсутствия компьютерной системы;
  7. Копия (копии) документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) соответствие системы видеонаблюдения требованиям Правил №144.»;

Согласно Закону РК "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный договор - соглашение, на основании которого в дальнейшем будут осуществляться валютные операции. Согласно статье 8 Закона о "О валютном регулировании и валютном контроле" Нац. Банк осуществляет регистрацию валютного договора. 

Второе. Обустройство обменного пункта

К обменнику предъявляются следующие требования:

  • наличие кассира обменного пункта, прошедшего подготовку по работе с наличной валютой, либо имеющего таковой стаж не менее полугода;
  • наличие в помещении обменного пункта тех. средств для определения подлинности денежных знаков, обеспечивающих проверку банкноты на наличие водяных знаков ,  магнитных меток и других средств защиты от подделки. К такому обрудованию можно отнести детекторы валют . Также очень нужным техническим решением для ускорения операций является счетчик банкнот;
  • соответствие помещения точки правилам организации охраны и устройства помещений банков и организаций.

Также в соответствии с Правилами №144, операционная касса обменного пункта оборудуется системой видеонаблюдения, обеспечивающей запись и хранение информации в течение тридцати календарных дней, при этом в зоне видимости видеонаблюдения должны находиться рабочая зона кассира и клиент, а соответствующие устройства устанавливаются в местах, обеспечивающих отсутствие помех для видеонаблюдения.

Подробнее об установленных правилах Вы сможете ознакомиться на официальном ресурсе Министерства Юстиции (http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008080#z1)

Юридическое лицо, имеющее право на организацию обменных операций с наличной иностранной валютой, в процессе осуществления деятельности обменного пункта обеспечивает функционирование оборудования, установленного в помещении обменного пункта, а также запись и хранение информации системы видеонаблюдения в соответствии с требованиями

 

Третье. Получить лицензию и приложение к ней от Нац. банка РК

Осмотр организации на соответствие требованиям, предъявляемым к технической оснащенности помещений, проводится филиалом Нац.Банка до регистрации предприятия.

Лицензия и приложения к ней выдаются после выполнения первого и второго шагов. Для этого в территориальный филиал Национального Банка по месту нахождения подаются следующие документы:

  • заявление на получение лицензии;
  • копия устава организации;
  • справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
  • копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, за исключением случаев оплаты лицензионного сбора через платежный шлюз «электронного правительства»;
  • документы, подтверждающие соответствие заявителя квалификационным требованиям;
  • справка банка о наличии счета в иностранной валюте.

Лицензия и приложение к ней выдаются в течение 30-ти рабочих дней со дня представления полного пакета документов.

Нац.Банк уведомляет заявителя о принятом решении в письменной форме. Подробнее о процедуре открытия на портале электронного правительства http://egov.kz/cms/ru/articles/economics/currency_exchange