Как открыть продуктовый магазин в Казахстане?
Как открыть продуктовый магазин в Казахстане?

Как открыть продуктовый магазин в Казахстане?

Продукты питания по праву считаются самыми потребляемыми товарами, поэтому их продажа может стать прибыльным делом.

Но прежде чем открыть магазин продуктов, нужно продумать концепцию будущей торговой точки, выбрать место ее расположения и найти необходимые денежные средства.

Выгодно ли открывать магазин продуктов

Предприниматель, который хотел бы заняться торговлей, в первую очередь задается вопросом о том, сколько стоит открыть продуктовый магазин, и является ли такое предприятие прибыльным. На первом этапе подготовки к открытию бизнеса определиться с форматом и размером будущего магазина.

Наиболее прибыльной формой предприятия торговли считается супермаркет. Его преимущества для клиента заключаются в широком выборе товаров различных ценовых категорий, а также в возможности узнать интересующую информацию о товаре на полках и только потом его покупать. Основное  преимущество для владельца супермаркета— прибыльность до 40–60% при соответствующей организации бизнеса. Однако открытие бизнеса такого масштаба требует серьезных финансовых вложений. Кроме того, в сегменте супермаркетов отмечается очень высокая конкуренция.

Одним из мало затратных вариантов является онлайн-торговля через Интернет. Однако и в этом случае владелец не будет избавлен от затрат на складские помещения, регистрационную документацию и работы с поставщиками. Кроме того, круг потенциальных покупателей будет ограничен (главная категория клиентов — люди с дефицитом времени).

Если супермаркет — это торговая точка, в которую люди отправляются в выходные дни за обширным ассортиментом, то в маленький магазин во дворе покупатели заходят после рабочего дня, чтобы купить продукты первой необходимости (хлеб, молоко, соль, сахар). Важные преимущества торговых точек «прилавок-продавец», расположенных возле дома, — шаговая доступность и возможность посоветоваться с продавцом при выборе продукции.

Другое выгодное решение для начинающего бизнесмена — открыть специализированный магазин, например реализующий фермерскую продукцию. Растущая популярность экологически чистых, высококачественных продуктов обеспечит таким торговым точкам стабильную прибыль.

Еще один возможный вариант — открыть  магазин по франшизе. Проверенная на практике бизнес-модель существенно облегчит вхождение в конкретную сферу бизнеса, но потребует оплаты паушальных взносов и роялти за пользование брендом и комплексом услуг франчайзера.

На заметку Перед тем как открыть магазин продуктов с нуля, следует определить его будущую прогнозируемую доходность. Для этого нужно посчитать предполагаемую чистую прибыль (которая останется после внесения налоговых, социальных, арендных и других выплат), разделить абсолютную величину прибыли на размер выручки и умножить полученную цифру на 100%.

Стоимость открытия продуктовой торговой точки

Чтобы понять, сколько надо денег, на открытие продуктового магазина, нужно осуществить несложные расчеты. Прежде всего нужно арендовать, или купить помещение. Приобрести сам павильон можно примерно за 2 500 000 тенге, а вот арендовать — от 500 000 в крупных городах и от 200 000–250 000 тенге в провинции. На закупку оборудования (торгового оборудования , кассового оборудования, pos-систем, витрин, дополнительной мебели и др.) понадобится 1 000 000– 2 500 000 тг., на приобретение товаров — 900 000–2 500 000. На зарплату продавцов будет уходить не менее 200 000 тг. в месяц (при наличии 2-х работников со средней зарплатой порядка 100 000 тг.). К дополнительным статьям расходов можно отнести зарплаты охране, уборщицы, на пожарную сигнализацию, а также получение лицензий на торговлю алкогольной  и табачной продукцией. В итоге, затраты на открытие такого магазина составят никак не менее 4 500 000–7 500 000 тг.

Но как организовать свою небольшую торговую точку, если у начинающего предпринимателя нет нужного финансового резерва? У него есть 2 варианта:

  1. Привлечь инвестора, который не только предоставит нужную сумму, но и поможет повысить эффективность стартапа. Недостаток этого варианта — необходимость пожизненно выплачивать партнеру-инвестору процент от прибыли.
  2. Взять кредит в банке. Однако сегодня кредиты выдаются под высокие проценты и только при соблюдении определенных условий: например, предыдущая трудовая деятельность заемщика должна быть связана с организаторскими функциями. Также он должен иметь безупречную кредитную историю, обязан предоставить целый пакет документов (в том числе бизнес-план) и заложить имущество.  Отдавать предпочтение тому или иному варианту следует в зависимости от размеров собственного капитала и формата будущего торгового предприятия. 


Что нужно еще для открытия продуктового магазина (кроме денег)?

Перво-наперво, нужен бизнес-план. Грамотное составление бизнес-плана позволяет правильно организовать работу предприятия и составить соответствующие прогнозы его развития. Этот важный для стартапа документ представляет собой пошаговую инструкцию открытия торговой точки и ведения предприятия на первых этапах развития. В нем описываются принципы работы магазина, его формат, рабочий график, персонал, ассортимент и др. Между прочим, если Вы намереваетесь открыть магазин, но не уверены в своих знаниях, как предпринимателя, то можете заказать бизнес-план у специалиста - финансового консультанта. Они работают в консалтинговых, юридических  и  аудиторских организациях. Можно купить уже готовый бизнес-план, при условии, если он был составлен для заведения, максимально близкого по своим параметрам к вашему будущему магазину.

Перед началом разработки следует тщательно продумать концепцию предприятия, особенности его функционирования, провести маркетинговые исследования и анализ рынка. Нужно знать максимальную информацию о ближайших конкурентах, выделив их преимущества и недостатки. Подробный анализ поможет определиться со стратегией выхода на рынки дальнейшего развития. Не будет лишним и  составить портрет потенциального клиента. Для небольшого магазина в спальном районе  это может быть, например, клиент, приобретающий товары первой необходимости  на сумму около 1 000 тенге. За подобной покупкой нецелесообразно отправляться в супермаркет, находящийся на значительном расстоянии от дома. 

Территориальное расположение торговой точки

От правильности расположения магазина зависит до 50% его прибыли. Чтобы не ошибиться с выбором, следует проанализировать «зоны предпочтения» и открывать точку именно в таких зонах. Например, размещение небольшой торговой точки на расстоянии не менее 100–500 метров от ближайшего крупного супермаркета, желательно — рядом с многоэтажными домами, или во дворах. Потенциально доходным является  магазин, находящийся не дальше 100–150 метров от четырех многоэтажных домов (в которых проживает порядка полутора тысячи человек). Для небольшого заведения в спальном районе понадобится помещение размером от 30 до 50 квадратных метров (для супермаркета — от 150 до 300 квадратных метров). Такие помещения можно взять в аренду (обычно под предприятия торговли сдаются помещения на первых этажах многоэтажных домов и жилых комплексов, а также отдельно стоящие здания) или купить.

На вопрос о том, как открыть продуктовый магазин, невозможно ответить, не упомянув о разрешительной документации, которую придется получить начинающему предпринимателю от регистрирующих и контролирующих органов. Список бумаг включает: Разрешение на открытие торговой точки (для его получения нужно внести свои данные в общий торговый реестр). Документы о субъекте предпринимательства: учредительный договор и устав предприятия, свидетельство о постановке предпринимателя на налоговый учет, регистрационное свидетельство; Документацию, касающуюся торгового помещения: договор аренды или копия свидетельства о праве собственности, БТИ-план, контракты на пожарную сигнализацию и проведение дезинсекции, заключения Госпожнадзора и Казпотребнадзора, договор на вывоз отходов, аттестат рабочих мест. В торговом зале предприятия (в уголке потребителя) должны находиться книга жалоб и предложений, а также текст закона о защите потребительских прав. Все работники обязаны иметь медицинские книжки. На следующем этапе необходимо определиться с ассортиментом товаров, которые будут продаваться. Оптимальный набор для маленькой магазинчика: товары первой необходимости, молочка, колбасы, сыры, крупы, макаронные, кондитерские изделия, консервы, табачные изделия, алкогольная продукция и канцелярские товары. Особое внимание нужно уделить поиску поставщиков. Оптимальным вариантом является доставка продукции с крупных оптовых баз по цикличному графику, она может осуществляться собственными силами. Прибыльный вариант — это закуп сельхоз товаров напрямую у фермеров. Подобное решение позволит сэкономить на услугах посредников и обеспечить покупателей свежей и качественной продукцией.

Разработка маркетингового плана

Пошаговая инструкция  открытия продовольственного магазина, должна включать и такой важный аспект, как реклама предприятия. Наиболее значимыми в этом плане являются первые месяцы его работы, ведь именно в это время потенциальные клиенты знакомятся с новым магазином. Поэтому важно произвести позитивное впечатление на потенциальных покупателей и завоевать их лояльность. Важно правильно организовать открытие. Для наращивания клиентуры в этот день можно устроить праздник: украсить вход шарами, провести интересные мероприятия, например, вручать подарки за совершение покупок или устроить конкурс, по результатам которого покупатели смогут выиграть мелкую бытовую технику. В дальнейшем также рекомендуется проводить рекламные акции, продумать систему скидок и выдавать постоянным клиентам дисконтные карты.

Финансовая концепция

Человеку, желающему понять, сколько нужно денег, чтобы открыть продуктовый магазин, и каким будет уровень его рентабельности, необходимо составить универсальную смету, включающую все прогнозируемые доходы и расходы. Следует учитывать не только траты на открытие, но и постоянные ежемесячные расходы. В начальные издержки можно добавить аренду, или покупку помещения (от 500 000 до 2 500 000 тенге), приобретение необходимого оборудования (1 500 000) и системы видеонаблюдения (100 000), создание товарного запаса (1 250 000), а также всевозможные дополнительные траты (150 000). Текущие расходы включают ЗП сотрудников (порядка 100 000 на человека, что при штате в четыре-пять работников составит от 400 000 до 500 000), коммунальные платежи и налоги (200 000). Соответственно, первоначальные затраты составят порядка от 3 500 000 до 5 000 000 тенге, а текущие — около 700 000 каждый месяц. При наценке на бытовую химию и продукты питания  в пределах от 35 до 45% рентабельность заведения составит на начальном этапе порядка 12–13%. При наиболее благоприятном раскладе бизнес окупится за 8–9 месяцев.

Итак, если вы хотите открыть магазин, но не знаете, с чего начать, то прежде всего определитесь с местоположением и концепцией предприятия, рассчитайте переменные и постоянные издержки, возможную прибыль, составьте бизнес-план, найдите инвесторов и поставщиков. При правильной организации бизнеса Вы начнете получать прибыль с первых же дней работы вашей торговой точки и окупите затраты в срок менее года.