Как составить бизнес план
Как составить бизнес план

Как составить бизнес план

Выбрав свое дело, необходимо решить, как вы его будете организовывать.

Бизнес-план нужен всем:

Тем, у кого Вы попытаетесь занять средства на реализацию Вашего проекта- банкирам и инвесторам.

Вашим работникам, желающим понять свои задачи и перспективы роста.

И Вам самим – для проверки разумности и реалистичности своих проекта.

 

Бизнес-план – детальный план действий по достижению желаемого, который:

Описывает все основные составляющие будущего дела, либо проекта.

Анализирует задачи, с которыми можно столкнуться в процессе реализации.

Определяет способы решения выявленных задач.

Правильно составленный план – это четкий ответ на вопросы: «стоит ли вкладывать деньги в задуманное дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».

Важно! Планирование должны осуществлять настоящие или будущие руководители предприятия, но это не значит, что не нужно пользоваться услугами экспертов в этой области. Консалтинговые фирмы берут приличные суммы за составление плана, начиная  от 700 тыс. тенге и до нескольких миллионов.  А ведь его можно составить и самому, понеся при этом минимальные затраты. Включаясь в эту работу лично – вы не только смоделируете свою будущую деятельность, но и проверите на крепость себя и саму идею.

Обратите внимание на то, что бизнес–план пишется обычно на перспективу, и составлять его следует примерно на три, а то и пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели следует делить в месячной разбивке, для второго – поквартальной, и лишь начиная с третьего года, следует ограничиться годовыми показателями. Хотя если брать в расчет нашу экономику, ее изменчивость, то планировать на время более года – не совсем эффективно. Поэтому многие сейчас ограничиваются написанием годового расчета.

Структура бизнес–плана

Бизнес–план имеет сложную структуру. Вся жизнь компании от момента создания до момента стабильности и устойчивости должна быть подробно прописана деловым языком. Документ должен быть понятным любому предпринимателю, финансисту и банкиру, а также потенциальным инвесторам. 

Рекомендуемый объем документа- от тридцати до семидесяти страниц, не более. А все дополнительные материалы желательно вынести в дополнительные приложения.

Вот главные моменты, которые вам необходимо будет предусмотреть:

Введение (одна страница) – письменное обращение для высшего руководства.

Резюме (от одной до трех страниц) – основная информация, для беглого ознакомления с содержанием.

Сам Бизнес–план (от сорока пяти до шестидесяти страниц) — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.

Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях. Существует, если так можно выразиться, только общий принцип, структура составления.

Далее изложим содержание более подробно.

Резюме

Это результат уже написанного бизнес–плана и единственная часть, которую читают большинство потенциальных инвесторов.

Делится на пункты:

Цель бизнес-плана.

Потребность в финансах, для каких целей они необходимы.

Краткое описание бизнеса и его целевого клиента.

Основные преимущества перед конкурентами. Основные финансовые показатели.

Сам бизнес–план

 1. Цели и задачи

Здесь вам нужно будет провести перекрестный анализ идеи (SWOT–анализ). Раскрыть сильные и слабые стороны проекта , а также его возможности и угрозы.

Анализ идеи.

Цель деятельности (чего вы хотите достичь).

Характеристика сферы деятельности.

 2. Продукт (услуга)

Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, который будет понятен и непрофессиональному читателю.

Описание продукта и его применение.

Уникальность продука.

Необходимые для предприятия технологии и квалификация.

Лицензия/патентные права.

 3. Анализ рынка

Рынок и маркетинг — решающий фактор для всех компаний. Вам необходимо предварительно собрать и обработать большой объём статистической информации.

Покупатели.

Конкуренты (их сильные и слабые стороны).

Сегменты рынка.

Размер рынка и его рост.

Оценочная доля на рынке.

Состав вашей клиентуры.

Влияние конкуренции.

 4. План маркетинга

Если у вас нет специального образования, следует почитать книги по маркетингу, либо обратиться к специалисту.

Маркетинговая расстановка (основные характеристики продукции, услуги в сравнении с конкурентами).

Ценообразование (установка правильной конкурентной цены на продукт).

Схема распространения товаров.

Методы стимулирования продаж.

 5. План производства

Здесь рассматриваются вопросы, связанные с помещениями, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом.

Расположение помещений.

Оборудование, мебель и другие материальные средства.

Поставщики основных материалов и оборудования.

Использование субподрядчиков.

 6. Управленческий персонал

Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес–план, потому данный раздел является одним из самых важных.

Структура персонала.

Основной руководящий состав.

Состав персонала.

Вознаграждение.

7. Источники и объём требуемых ресурсов

В этом разделе вы должны представить свои соображения относительно:

Объем требуемых средств.

Источники их получения, форма, сроки.

Сроки возврата средств.

 8. Финансовый план и анализ рисков

Деловые люди делятся на  любящих цифры и тех, которые их избегают. Для тех, кто относится к первой категории, этот раздел бизнес–плана, несомненно, самый важный.

Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.

Риски, и  описание мер сведения их к минимуму.

 9. Детальный финансовый план

Вам необходимо включить в свой бизнес–план детальный финансовый план:

Прогноз объемов продаж.

Оценки прибыли и убытков.

Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, затем поквартально).

Годовая балансовая ведомость.

Несколько полезных советов по составлению:

Перед работой над своими вариантом документа, сначала лучше ознакомиться с несколькими вариантами других бизнес–планов.

Бизнес–план должен подчеркивать индивидуальность Вашего бизнеса.

Набирайтесь опыта и навыков в выбранном направлении.

Пишите только тогда, когда Вы полны энергии, а не когда Вы чувствуете нехватку сил и истощенность.