Методы пресечения воровства на кассе
Методы пресечения воровства на кассе

Методы пресечения воровства на кассе

Усредненные потери в любом бизнесе составляют от половины процента до двух процентов от оборота. Но эта статистика лишь потенциальная, поскольку в реальности потери гораздо выше, и в зависимости от специфики деятельности могут достигать восьи или даже десяти процентов.

Ссылаясь на статистику, причиной потерь бизнеса являются: около сорока процентов - покупатели; больше трети процентов - сотрудники; около пяти процентов - поставщики; и около двадцати процентов - прочие причины, например, ошибки и порчи.

А вот как именно покупатели и кассиры могут воровать, какие меры можно предпринять для предотвращения подобных случаев, мы и поговорим в этой статье.

Воровство покупателями

Способов воровства среди покупателей не так много и, в целом, они достаточно известны:

люди прячут товары в одежде и в сумках, выкладывают на кассовую ленту не весь товар, подменяют штрих-код, при наличии весов самообслуживания покупатели распечатывают штрих-код с более дешевой номенклатурой - вот основные схемы, популярные у нечестных клиентов.

Как бороться с воровством покупателей?

В первую очередь, конечно, на помощь ритейлерам приходит видеонаблюдение в зале и в прикассовой зоне. При этом, система видеонаблюдения должна быть настроена так, чтобы покупатель не понимал, какие зоны оно перекрывает, а какие зоны остаются мертвыми. При этом покупатель обязательно должен видеть, что в зале ведется видеонаблюдение, ведь это зачастую служит хорошим предостережением. Для предотвращения проноса товаров в корзине через кассовую зону, ее необходимо правильно организовать. В этом поможет наличие периферийных зеркал, которые помогут кассиру увидеть, что находится в корзине.

Антикражные ворота помогают выявить посетителей, пытающихся незаметно пронести товары с радиочастотными, ультразвуковыми, или магнитными этикетками. Конечно, большое значение в предотвращении краж клиентами играют работники, которые не должны терять бдительности.

Охрана должна следить за видеонаблюдением, поддерживаться постоянная связь между охраной и службой безопасности, продавцы и сотрудники тоже должны следить за покупателями и при необходимости привлекать охрану.

Поддельные банкноты

Отдельного внимания заслуживает проблема, связанная с приемом кассирами купюр-подделок. В данном случае в помощь кассирам приходят детекторы валют.

Воровство кассирами

Большинство схем воровства в данном случае связаны либо со сговором кассира и покупателя, либо со сговором кассира со старшим кассиром.

Кассир в сговоре с клиентом

В таких случаях, к кассиру приходит «свой» человек, которому пробивают не все товары из продуктовой корзины, или пробивают товары по ценам дешевых аналогов.

Пресечь такие ситуации практически невозможно, ни одна система автоматизации не позволяет сказать, что именно лежит в корзине у покупателя. Поэтому способами борьбы с такими злоупотреблениями являются исключительно: наблюдение за кассирами; материальная ответственность; эффективная работа персонала системы безопасности.

Встречаются и такие случаи, когда кассир пробивает руками весовой товар, тем самым уменьшая вес товара или заменяя дорогой товар дешевым аналогом. Для решения подобной задачи в программах для автоматизации рабочего места кассира должна быть предусмотрена возможность запрета ручного пробития весового штрихкода.

Еще одним моментом, требующим особого внимания, является ручной ввод скидок. В данном случае кассир может дать скидку любому знакомому человеку, которую он захочет, поскольку предоставление таких скидок ничем не регламентировано. Сюда же можно отнести и скидочную карту, предназначенную для покупок самого кассира. Для того чтобы бороться с подобными случаями, необходимо также запрещать ручной ввод скидок, а также осуществлять наблюдение за кассиром и принимать административные меры в случае обнаружения таких нарушений.

Кассир не состоит в сговоре с клиентом

В первую очередь стоит упомянуть о моментах, когда скидка может быть проведена по карте уже после того, как копия чека выдана клиенту. Разница, естественно, остается у кассира в кармане, а р скидка покупателю на самом деле не предоставляется. Для того чтобы бороться с подобными случаями, необходимо запретить печать копии чека, запретить редактирование чека после оплаты и запретить сторнирование оплат. Отсутствие запрета на печать копии чека может привести еще и к тому, что после такой копии кассир может сторнировать либо весь чек, либо часть позиций, будто покупатель их вернул, а деньги забрать себе.

Пробитие дополнительного товара – еще один нюанс, который требует внимания, наблюдения и принятия административных мер.

Возврат/аннулирование продажи – еще одна популярная схема воровства кассиров, поскольку далеко не все покупатели берут чеки в магазине. После продажи кассир делает возврат в рамках текущей смены, а деньги забирает себе. В результате – и товара нет, и денег нет. Для предотвращения подобных схем воровства необходимо ввести запрет на возврат/аннулирование продаж.



Меры безопасности

В первую очередь, конечно, необходимо правильно настраивать работу кассовой программы, четко прописывая возможный спектр функции для каждого сотрудника. Кассирам должно быть запрещено проведение следующих операций: печать копии чека; отмена чека; сторнирование позиции; ручной ввод скидок; возврат/аннулирование продажи; ввод весового штрихкода вручную; просмотр суммы в денежном ящике; запрет работы с открытым денежным ящиком. Еще один способ снизить воровство кассирами- уменьшить прием наличных средств, побуждая клиентов расплачиваться банковскими картами. Очень удобно и эффективно иметь на кассе устройство,обьединяющее и кассовый аппарат, и банковский терминал 2в1 - IKKM-Touch. Наличие видеонаблюдения в магазине должно быть настроенно таким образом, чтобы все операции, производимые кассирами фиксировались на видео. Отчеты также позволяют отслеживать наличие подозрительных манипуляций на кассовом узле. Необходимо регулярно просматривать статистику работы каждого кассира и анализировать как их общее количество, так и наличие возвратов и других кассовых операций и просмотр в случае надобности журнала действий.

Административные меры требуют особого внимания: обязательно введение личной и коллективной материальной ответственности; организация рабочих мест кассиров должна включать наличие обзорных зеркал и противокражных ворот; в зале и на кассовых узлах должно вестись видеонаблюдение; соответствующее внимание должно быть уделено обучению работников, особенно при приеме на работу.