Чтобы не повторять прежних ошибок
Компьютер для кассира

Чтобы не повторять прежних ошибок

Чтобы узнать мнение тех людей, которые уже внедрили систему автоматизации в своем магазине, мы обратились к заместителю начальника торгово-дилерской сети магазинов «Любимый» Наталье Зайцевой.

Скажите, Наташа, как вы пришли к решению автоматизировать магазин?

Это наше первое начинание, можно сказать, наш первый блин, на котором мы учились торговле. На этом месте раньше стоял маленький магазинчик, мы сделали капитальный ремонт, расширили стены, открылись, стали работать, а только потом поняли, что нужна автоматизация. До этого целых полгода наш товаровед вручную все просчитывала, на калькуляторе, тратила кучу времени. Мы задумались: должна же быть какая-то программа, которая все делает, не в каменном веке ведь живем! Наш шеф сказал: "Ищите программу, которая занимается непосредственно учетом", - и мы начали поиск. Поехали по крупным магазинам: у них уже есть опыт, может, поделятся. Но не все так просто. Например, в "Семёрочке" оказалась своя какая-то программа, нам не понравилась их конфигурация для пользователя, я привыкла работать с "1С-Торговлей". Это хорошая, удобная программа, с которой работают все, но она не привязана к кассе. Когда приехали в "Юбилейный", их старший программист сказал нам, что есть программа, работающая с "1С-Торговлей", и мы стали целенаправленно ее искать. Совершенно случайно то ли в газете, то ли еще где-то наткнулись на объявление ISOFT. Позвонили, узнали подробности, оказалось, что нас все устраивает.

Что из оборудования вы приобрели?

На магазин площадью 200 квадратных метров мы приобрели два терминала сбора данных.  Можно было обойтись одним, тем, что подороже, но тогда нам казалось, что маленького хватит на наш объем и взяли более дешевый, хотели сэкономить. Но потом ассортимент увеличился, пришлось взять второй. Еще удачно приобрели кассовый аппарат с возможностью передачи данных в налоговую (ОФД) и он же банковский терминал для приема платежных карточек. Купили принтер штрих-кодов – на нем мы сами печатаем штрих-коды и проклеиваем продукцию. Нам это не приносит больших затрат, зато мы можем принимать на продажу любой товар, который нам нужен, даже некодированный. Весы взяли одни, на наш объем продаж этого хватает, они тоже печатают штрих-код – на те продукты, которые на них взвешиваются. Вот и все, для нашей площади этого достаточно. Я даже не знаю, насколько быстро окупились вложенные средства, мы не делали такого анализа, потому что никакие деньги не заменят того удобства в работе, которое мы получили.
 

Расскажите, пожалуйста, подробнее, о каких именно удобствах в работе вы говорите? Стоят ли они потраченных денег?

Конечно, оборудование недешевое, но оно стоит того, потому что идет полная автоматизация по всем статьям. Например, ревизия раньше проводилась вручную, девочки все записывали, потом просчитывали на калькуляторе каждый лист приходилось целую неделю сидеть считать, да еще закрывать магазин на время учета. Но нам даже один день простоя бьет по карману. Сейчас мы закрываем магазин по частям: часть закрыли, полдня прошло, вторую часть закрываем, получается, что за день мы делаем полную ревизию. Все считывается сканером, сразу заносится в терминал сбора данных, и в конце дня у нас уже есть готовый результат. К тому же теперь в любой момент можно посмотреть, какой товар продается лучше, когда надо рассчитываться с поставщиками – вся нужная информация как на ладони. И хотя нашему товароведу пришлось переучиваться, теперь она довольна, потому что уже оценила все преимущества.

 

Вам удалось сократить количество персонала за счет этого?

Нет. Нам удалось его не увеличить. Потому что труд продавцов тоже значительно облегчился. У нас фирменный магазин, ежедневно приходит очень большой объем молочного товара. До автоматизации девочкам приходилось наклеивать ценники на все продукты. Они зашивались, ничего не успевали, сейчас же больше внимания могут уделять непосредственно торговле, занимаются покупателями, а не стоят и не стикеруют товар. Конечно, продажи от этого увеличились.
 
 

Обычно при упоминании продавцов всплывает вопрос о контроле над ними. Здесь автоматизация вам помогла?

Это еще одна немаловажная сторона: мы получили контроль кассы - большой плюс в работе. Если в обычном магазине товар могут продать, а деньги положить к себе в карман, то у нас не проведенный через кассу товар мигом всплывает при учете, и недостачу видно сразу. Конечно, в любом магазине, тем более при самообслуживании, вообще без недостач обойтись невозможно. Но до автоматизации мы не могли проконтролировать истинное положение вещей. Если раньше продавцы могли сказать, что это покупатели своровали, то теперь проданный товар проходит через кассу, учитывается автоматически, и деньги за него уже не присвоишь.
 


Значит, автоматизация дает сокращение издержек?

Не только. Она вообще помогает магазину расти, увеличивать прибыль и товарооборот. Нам теперь удобно делать отчеты – мы их ежедневно отправляем шефу, который хочет видеть движение нашего товара. То, что раньше считалось целыми днями, теперь занимает несколько минут: оператор утром просто открывает данные и отправляет руководству. При нашем ассортименте стоять считать каждый день – это нереально. Теперь достаточно заглянуть в компьютер, чтобы узнать: своего товара продано столько, чужого столько, осталось столько.

 

Кто занимается анализом данных, и какие виды отчетов вы используете?

У нас штат не такой уж большой, как в других магазинах, где есть директор, замдиректора, несколько бухгалтеров, товароведов. Мы пока маленькие, молодые, нам хватает небольшого количества сотрудников, может, потом мы будем расширяться, но пока лишних денег у нас нет. У товароведа контроль над продавцами, заявки, денежные расчеты, он проверяет, правильно ли оператор внес накладные, дошла ли переоценка, раз в месяц мы делаем ревизию. Анализом продаж у нас занимается заведующая магазином. Она пользуется бухгалтерским отчетом, ежедневным товарным отчетом. Бухгалтерский отчет идет по себестоимости. Также мы пользуемся материальной ведомостью, в которой формируется полностью движение товара. По группам или в отдельности. Что это нам дает? Мы можем посмотреть, когда был приход той или иной фирмы, когда можно произвести оплату, сколько было продано за тот или иной период.
 

В общем, вы довольны итогами автоматизации?

Не просто довольны, но и хочу особо отметить решение, предлагаемое компанией ISOFT: это отличная, удобная, продуманная Программа. И далеко не все фирмы могут предоставить такую разработку. Казалось бы, не может быть, чтобы для популярной «1С-Торговли» – и не создали специальную программу, которая бы связывала ее с кассой! И тем не менее, мы долго не могли найти фирму, продающую что-нибудь подобное. Все предлагали «1С-Торговлю», а именно привязки к торговому оборудованию, ни у кого не было, хотя газеты пестрели объявлениями.

Янв 26, 2015
 
 
 

подробнее об автоматизации торговли